В руках опытного археолога хорошо сохранившаяся могила может быть прочитана как некролог, в котором подробно рассказывается о здоровье, смерти, путешествиях и даже состояниях давно минувшей жизни.
Достижения в области технологий раздвигают границы того, насколько хорошо должно быть сохранено тело, чтобы эксперты могли извлечь биографию. В случае с одной молодой женщиной бронзового века на территории современной центральной Венгрии даже кремация не смогла скрыть ее трагическую историю.
Исследователи из учреждений Италии и Венгрии проанализировали многочисленные образцы человеческих останков и артефактов, обнаруженных на 4000-летнем кладбище недалеко от венгерского города Сигетсентмиклош.
Кладбище «урнфилд», состоящее из сотен глиняных горшков, закопанных в полукилометре от берега Дуная, хранит кладезь археологических данных, представляющих давно утраченную культуру, известную как Ватья.
То немногое, что мы в настоящее время знаем о Вате, основано на разбросе укрепленных сооружений и кладбищ кремированных тел, похороненных в керамических урнах. Этого едва ли достаточно, чтобы дать представление о людях, населявших бассейн Дуная примерно на полтысячелетия, начиная примерно с 2100 года до нашей эры.
Самым большим из этих полей является участок недалеко от Сигетсентмиклоша, обнаруженный во время спасательных раскопок перед строительством нового супермаркета.
Всего на территории 0,5 гектара (около акра) было обнаружено 525 захоронений, в основном состоящих из фрагментов костей, золы и редких погребальных принадлежностей из керамики или бронзы.
Исследователи взяли 41 образец из 29 захоронений, включая 26 кремаций урн, и провели ряд лабораторных тестов и мер, чтобы получить более четкое представление о том, кем были эти люди.
Одна из этих урн выделялась среди остальных. Зашифрованное место захоронения 241, оно содержало более роскошные предметы, включая золотое кольцо для волос и бронзовое кольцо на шею, а также две костяные булавки.
Даже урна 241 содержала признаки уважения, которое испытывала ее община, а ее дизайн уникальным образом отражал ранний мотив Вати.
Среди его костных фрагментов были также признаки того, что обитательница — женщина в возрасте от 20 до 30 лет — была похоронена не одна. Двое крошечных младенцев, которые едва достигли 30-недельного срока беременности, отправились в могилу вместе с ней.
В то время как большинство урн содержали лишь часть кремированного тела умершего, содержимое 241 было сравнительно более полным, как если бы перед погребением собирали каждый крошечный фрагмент погребального костра с особой тщательностью.
Несмотря на то, что ее тело было фрагментировано, все еще содержало крошечные подробности ее жизни, которые можно было раскрыть с помощью анализа его изотопов.
Ее коренные зубы, например, содержат слои материала, называемого дентином, который фиксирует важные биографические события в качестве химической сигнатуры. Коническая часть ее бедренной кости со временем должна была быть реконструирована со стандартной скоростью, сохраняя при этом признаки питания и движения.
Измерение этих подписей помогло исследователям создать картину женщины, которая приехала издалека, когда она была ребенком где-то от 8 до 13 лет, возможно, родившейся в Южной Моравии — на территории современной Чешской Республики — если не в верхней части страны. Дунай.
Подобный анализ останков в других урнах показывает, что ее интеграция не была необычной, поскольку другие женщины также прибыли из разных мест, находящихся далеко за пределами места захоронения.
Мы могли бы представить себе эту уважаемую молодую женщину, которая выходит замуж за уважаемых высших слоев общины Ватья, держась за свое семейное кольцо на шее как символ ее далекого воспитания; булавки для одежды и кольцо для волос, подаренные ей, приветствовали ее в новом доме.
К сожалению, она скончалась в расцвете сил, беременная двойней. Мы можем только догадываться, была ли ее смерть следствием раннего рождения или чего-то совершенно другого.
Помимо эмоционального рассказа о жизни числа 241, примечательно, что несколько сожженных останков могут так много рассказать нам о культуре Вати.
В нагромождении костей мы можем найти следы женщин, прибывающих издалека, чтобы завязать далекие связи, возможно, укрепляя привязанность, но почти наверняка влияя на власть и политику давно минувшей эпохи.
Сколько сказок все еще существует, ожидающих перевода с помощью подходящей технологии?
Это исследование было опубликовано в PLOS One.