«Я не хочу жить, потому что…»

Общество

Проект помощи «Суицид — не выход» ищет волонтеров в Башкирии.

 

 В Башкирии очень развито волонтерское движение – под опекой добровольцев дети-отказники, ничейные старики в доме престарелых, бездомные животные, даже алкоголики и наркоманы при желании могут оказаться в заботливых бескорыстных руках. Есть еще одно направление волонтерской помощи – работа с людьми, решившими добровольно уйти из жизни.  

Корреспондент TemaUfa.ru побеседовал с психологом-волонтером из Уфы Татьяной К.

— Татьяна, расскажите об этом волонтерском направлении, что оно из себя представляет?

— Это Интернет-проект федерального масштаба «Суицид – не выход». В нашу волонтерскую группу входят профессиональные психологи, психиатры и фармацевты со всей России. Мы не знакомы лично, но тесно взаимодействуем через Сеть и в Skype. С пациентами мы общаемся через Интернет. Мы работаем на официальном сайте и форуме, а также в социальной сети «Вконтакте».

— Кто чаще всего обращается за помощью?

-Чаще всего это люди в возрасте от 15-30 лет, но бывают и исключения. Взрослым труднее обращаться за подобной помощью, ведь им кажется, что их проблемы – только их проблемы, тем более трудно это сделать в Сети, ведь у них нет навыка виртуального общения. В большинстве своем наши подопечные – это школьники и студенты из больших городов, но довольно часто встречаются люди из глубинок. Причем психологическое состояние жителей мегаполисов, как правило не такое удручающее, многие из них просто хотят внимания к себе, а вот человек из отдаленного населенного пункта, где совсем не к кому обратиться, поговорить, бывает раздавлен своей ситуацией, и поэтому настроен решительно. Вот такие люди действительно нуждаются в нашей помощи.
 Причина желания расстаться с жизнью? Самые распространенные – это  несчастная любовь, одиночество, предательство друзей, непонимание в семье, смерть близкого человека. Но есть множество других, например,  болезни, проблемы на работе, алкоголь и наркотики, депрессии и психические расстройства. Это может быть влияние религиозной секты, публичное осмеивание нетрадиционной сексуальной ориентации человека, изнасилование, физические издевательства, боязнь перед наказанием или давление постороннего человека. Сейчас можно усмотреть еще одну важную проблему – отсутствие смысла жизни, особенно у молодого поколения. Эта потеря ориентиров наталкивает совсем  еще юных парней и девушек на мысли о том, что жить попросту незачем.

— Много ли работы у ваших волонтеров?

— В общем немало. Мы встречаемся с некой «сезонностью». Например, зимой  множество людей впадает в депрессию, особенно в праздники. Опасный период зимнее-весеннее межсезонье. Именно в это время человек больше размышляет о том, кто он и куда идет, к чему стремится. Многие обнаруживают, что ответа на вышеприведенные вопросы у них нет… Отдельно стоит отметить летнюю пору – время, когда студенты и школьники выходят на каникулы – у них больше времени покопаться  в себе, в своих проблемах реальных и выдуманных.

— Были ли в вашей работе серьезные ситуации?

— В моей практике смертельных исходов не было, но я знаю, что трагические исходы в истории  проекта происходили.  А вообще, тяжело помочь всем сразу и это очень страшно, когда человек все-таки предпринимает суицидальную попытку, или хуже того – доводит дело до конца.

— Бывает ли так, что человек вовсе не намерен умирать, а просто жаждет внимания?

— Разумеется! Стоит помнить, что люди, прибегающие к помощи подобного рода, не смогли или не захотели найти ее у близких, а, значит, им прежде всего необходимо наше внимание и трезвый взгляд на проблему со стороны. Однако есть такие, кто впоследствии злоупотребляет вниманием психологов и начинает, что называется, играть на публику. Это инфантильные и очень запутавшиеся в себе люди. Приведу пример. Девушка лет 18-20, она просила помощи у разных психологов. Мы видели, что у нее особых проблем-то нет, но она регулярно писала на странице в группе: «Прощайте, сегодня я ухожу! Всех люблю!». И так продолжалось целый год. Вначале мы действительно напугались и занялись ею всерьез, но когда стало очевидно, что она врет и врет, конечно же, желание с ней работать отпало. Сейчас она реже пишет, возможно, у нее появились какие-то дела. Таких «клиентов» много.

— С человеком, решившимся на самоубийство, сложно найти контакт, общаясь с глазу на глаз, какие же слова убеждения найти, разговаривая с ним через Интернет? 

— Прежде всего, нельзя ставить под сомнения важность ситуации, в которую он попал, нельзя смеяться над чужими бедами. Такого человека следует выслушать, подвести к проблеме и потом предложить пути ее решения альтернативные уходу из жизни. Больше всего их злят типичные фразы «все будет хорошо, выше нос, ты справишься». Когда возникают такие проблемы, способ решения должен быть подобран индивидуально. 

— Каковы перспективы развития проекта?

— Сейчас мы очень активно продвигаемся в соцсетях, обновляем сайт и форум. Следит за этим наш идеолог – психолог Алена Сербина. В данное время мы активно набираем «хэлперов» — людей, которые будут участвовать в поддержке и развитии проекта.

— Кто может быть психологом в такой службе?

— Прежде всего тот, у кого есть желание помочь другим и причем на бесплатной основе. Хорошо, если у желающего вступить в наши ряды будет психологическое образование, но как показывает практика, волонтеры без такого образования тоже очень быстро учатся и приносят проекту неоценимую пользу.

Беседовал Глеб Скабичевский
 

ИА «Тема Уфа». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Оцените статью
TemaUfa | Новости Уфы и Башкортостана