1 июня — Международный День защиты детей: от кого и как их нужно защищать.
Проблема детской безопасности в последние годы приняла устрашающие масштабы. И дело не только в физической сохранности ребенка. Современные дети оказались в центре информационной и моральной угрозы. Задача взрослых защитить не только жизнь и здоровье малыша, но также его душу и психику.
Сегодняшние гости сайта TemaUfa.ru ежедневно проводят с нашими детьми по 12 часов, порой они разбираются в них лучше, чем родные родители, дети доверяют им свои переживания и радости… Впрочем, именно таким и должен быть современный воспитатель в детском саду.
Наши собеседники — заведующий уфимским МАДОУ «Детский сад №208» Марина Мусина, старший воспитатель Ирина Усольцева и воспитатель Светлана Абсатарова.
Другие
— Вы очень близко общаетесь с большим количеством детей. В нескольких словах, как бы вы описали нынешнее поколение дошкольников — в чем их отличительная черта от поколений предыдущих?
Ирина Сергеевна: Безусловно, современные дошкольники другие. И это неудивительно, хотя бы потому, что технический прогресс не стоит на месте. Современные дети очень умело пользуются всеми техническими новинками, начиная от бытовой техники и заканчивая мобильными телефонами. Они другие, потому что у них другие сказки. Раньше дети смотрели мультфильмы про Илью Муромца, бабу Ягу, Ивана Царевича. А сейчас главный герой — Человек-паук, Бэтман, Наруто…Да я всех и не назову. Отличие в том, что они несколько более несамостоятельны, чем их родители в их возрасте.
Они другие еще и потому что к ним предъявляют иные требования. Что хотели от нас наши родители? Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми…Сейчас от ребенка требуют, чтобы он был умный, уверенный, и главное — самоуверенный! У современных дошкольников некоторые эмоции — сопереживание, сочувствие — уходят на второй план. Но зато у них более ярко развиты интеллектуальные эмоции — интерес, жажда знаний… У них сильнее развиты волевые качества. Но не в смысле проявить волю в занятиях спортом, учебе, а заставить родителей что-либо сделать.
Светлана Рафитовна: И еще один важный штрих в портрете нынешних дошкольников — они уже не боятся взрослого. Когда «домашний» ребенок впервые приходит в детский сад, то ко всем воспитателям обращается только на «ты». Со временем мы их приучаем, что вежливо говорить «вы». Но это идет не потому, что дети невежливы, а потому что они воспринимают взрослых как равных себе. Если пожурить любого ребенка из моей группы, то он обязательно потребует с меня объяснение: за что конкретно я наказан. Мы-то в свое время безропотно шли в угол и в углу размышляли. Сейчас, во-первых, угла у нас давно нет, а есть стульчик, на котором ребенок должен посидеть в одиночестве и подумать о содеянном. Во-вторых, когда шалуну предлагаешь посидеть и подумать, то он оборачивается и спрашивает: «А за что я наказан? Над чем я должен сейчас подумать? А почему вы считаете, что я сделал не так?». И начинается дискуссия на пять-семь минут. У них обостренное чувство справедливости.
Опасные игры
— Светлана Рафитовна, как на ваш взгляд, стоит ограждать детей от новых сказочных персонажей, о которых говорила Ирина Сергеевна?
СР: Давайте разберемся. Сравним Буратино и Человека-паука. Вот мы знаем, что Буратино — парень ленивый, хитроватый, безответственный, но при всех этих качествах он добрый. И это главная черта его образа. Условно говоря, ему на смену пришел Человек-паук, тоже положительный герой, потому что сражается со злом. Но как он это делает? Убивая! По сути он также агрессивен, как и его враги. И вот меня дети спрашивают: «А мы можем поиграть в супер-героев?» Я сначала разрешала, а потом вникла в суть. Мальчики и девочки пинаются, толкаются — это они сцену борьбы со злом изображают. В такие игры детям играть нельзя, так как они способствуют развитию агрессии.
— Но что делать — запретить в детских садах Супер-героев?
С.Р: Запретить невозможно. Но мы нашли выход из ситуации. Этих героев огромное количество, я о многих и не знаю даже, а дети приходят и спрашивают: «Можно поиграть в многорукого желтоноса?» — «Сначала давай расскажи мне о нем!» И ребенок начинает рассказывать. Во-первых, он выговаривается и потребность поиграть в этого персонажа отпадает — ведь он уже как бы поиграл в него. А во-вторых, у ребенка развивается речь, он учится вести логичное повествование.
— А если каждый из 32 детей захочет вам рассказать про своего героя?
С.Р: Тогда в очередь! Кроме того, часто один и тот же персонаж интересует многих, поэтому мы начинаем обсуждать его коллективно. И никаких «пиналок» на площадке у нас нет.
Я хотела бы еще сказать о девочках. Они намного меньше играют в куклы, нежели это делали мы. Они играют в лошадей, в собак… Одна девочка — хозяйка, а вторая — ее собачка. Хозяйка ухаживает за собачкой — прямо «дочки-матери». Но та, которая собачка, весь день лает. Почему это происходит? А все от того же что герои стали другие — пони, долматины….
Высокие низкие технологии
— Психологи уже не скрывают, что компьютерные игры пагубно влияют на психическое развитие ребенка. Во что им можно играть с вашей точки зрения?
Марина Александровна: Здесь нужно отталкиваться от противного: нужно определить что можно, а вот все остальное — категорически нельзя! Обучающие, развивающие игры -да, но очень непродолжительное время. Я понимаю, что это очень тяжело для родителей — отвлечь ребенка от компьютера. Но в этом и заключается родительская сознательность, ведь ответственная мама не оставит пятилетнего ребенка одного возле магазина одного, так и здесь.
Современным детям и современным родителям намного сложнее, ведь вокруг гораздо больше соблазна.
И.С: Если брать в расчет нормы, то 4-летний ребенок может провести перед компьютером не более пяти минут в день.
Мать бьет, значит — любит?
— А как часто ребенок нуждается в защите именно от родных людей. Насколько распространено жестокое обращение с детьми в семьях?
М.А: Родители сейчас действительно стали агрессивные. Причина в том, что все взрослые вынужденны добывать деньги, и на ребенка практически не остается времени. Что-то негативное произошло на работе — это откликается на ребенке. Совсем не редко в положительных с виду семьях детей бьют или унижают морально. Опытный педагог сразу может отличить такого ребенка по поведению в толпе ребятишек. Они зажаты или наоборот агрессивны. Бывает стоишь рядом с ребенком и только поднимешь руки, чтобы что-то показать, а он пугается — рефлекс уклониться от удара.
Приведу конкретный пример. Ко мне пришла воспитатель и сказала, что один из ее мальчишек после субботы-воскресенья пришел из дома с синяком на лице. Осмотрели ребенка — видно, что это — пощечина. Мы составили акт и вечером вызвали родителей. Нам удалось донести до матери, что бить ребенка недопустимо. Правда, сейчас есть у нас одна такая мама, которая никак с нами не может согласиться — она и нам советует рукоприкладством заниматься, чтобы дети слушались. Но работа продолжается с данной семьей.
— А если родители не понимают, какие у вас еще есть рычаги воздействия, кроме бесед?
М.А: Бывает, что родители прямо заявляют: «Это мое личное дело, как воспитывать своего ребенка. Не ваша проблема!» Нет, это как раз наша проблема. И если родители не реагируют на нас и продолжают практиковать свои некорректные методы воспитания, то я заполняю «сигнальную карточку» и передаю ее в отдел по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства. И такая ситуация уже была.
Защити себя сам!
— Как научить ребенка самому защищать себя? Какие существуют основные правила?
СР: Да, такие правила существуют, и в детском саду им уделяется очень много времени. Если ребенок не ходит в детский сад, то обучить его нужно родителям. Правила поведения на улице и дома различаются. Наши дети четко знают, что нельзя включать газ, открывать незнакомым людям, выходить одному на балкон, но, в то же время, они знают, что во время пожара наоборот нужно выйти на балкон. На улице нельзя разговаривать с незнакомцами, брать у них конфетки, идти с ними смотреть котят-щенков, кататься на машине и так далее. Обязательно нужно знать наизусть свой адрес и телефон хотя бы мамы, но лучше номера телефонов двух взрослых из семьи. Пусть ваши дети всегда будут здоровы и счастливы, любите их и оберегайте, ведь лучше родителей это никто не сделает.
М.А: Первый воспитатель — это родитель, а мы только им помогаем, корректируем, направляем… Не нужно бояться детского сада, ведь если родитель и воспитатель работают, а можно сказать воспитывают, ребенка сообща, то защита как физическая так и психологическая будет намного крепче. Я от имени всего коллектива нашего детского сада поздравляю всех родителей, педагогов и самих малышей с прекрасным праздником — Днем защиты детей. Мы от всего сердца желаем вам успехов и удачи в таком нелегком и важном труде как воспитание дочек и сыночков!
Беседовала Ника Москвина
ИА «ТемаУфа». При использовании материала гиперссылка обязательна.