Потребность в общении никогда не оставляла человека. Даже находясь на расстоянии друг от друга, люди хотят обмениваться информацией, узнавая о состоянии здоровья, повседневных заботах, отмечающихся праздниках. Поэтому нет ничего странного в том, что еще в глубокой древности уже существовала своеобразная почта, позволяющая передавать примитивные сообщения, нацарапанные на дощечках и камнях.
С развитием цивилизации видоизменялась и почта, для передачи которой по всему миру начали использоваться гонцы – пешие или конные, которых с развитием технического прогресса заменили автомобили, пароходы, поезда и самолеты. В России основы почтовой службы были заложены в IX веке – одновременно со становлением государства Киевская Русь. В это время письма передавались с наиболее часто путешествующим сословием – купцами, после чего около 885-го года начали использоваться первые гонцы.
Около ста лет понадобилось государству, чтобы упорядочить почтовые связи. В 984 году зарегистрировано появление «повоза», согласно которому населению вменялось в обязанность предоставлять официальным гонцам лошадей и повозки. В 1266 году в России государственным указом вводятся первые правила передвижения гонцов по земле российской.
«Ямщик, не гони лошадей!»
В XIII веке почта получает новое название – ямская гоньба, а в XVI веке для централизованного управления перевозками почты создано государственное учреждение – Ямской приказ. Наибольший расцвет почта пережила во время правления Петра I. По его приказу строились новые почтовые тракты, унифицированы по единому образцу почтовые отправления, появились почтовые штемпели. К 1725 году в России количество учреждений, предоставляющих почтовые услуги, выросло до 458.
Ямской приказ был упразднен лишь в 1722 году. Вместо него при коллегии иностранных дел открыт Почтовый департамент, имевший самостоятельный административный и финансовый статус. После этого в истории появляется фигура станционного смотрителя, почтовый колокольчик и тройка, ставшие одними из символов Росси тех времен.
В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было построено шоссе, что дало возможность объединить перевозку пассажиров и почты. В конце XIX века почтовая связь охватила практически все уголки российской империи. Тогда же была введена и должность почтальона, считавшаяся настолько ответственной, что занять ее можно было, лишь пройдя строгий отборочный конкурс.
ИА « Тема Уфа ». При использовании материала гиперссылка обязательна.